Анатолий Вассерман предлагает Вам запомнить сайт «Анатолий Вассерман»
Вы хотите запомнить сайт «Анатолий Вассерман»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Благородные эксперименты. Антитабачный закон — глупость или провокация

развернуть

Каждый, кто предлагает бороться с какой-нибудь вредной привычкой, обречён выслушивать одно и то же напоминание — больно уж колоритная приключилась история, очень уж наглядно показала она, куда именно ведут дороги, вымощенные благими намерениями, и как эти дороги строятся. Естественно, я говорю о «сухом законе» в Соединённых Государствах Америки. Его превозносили под множеством красивых названий, из которых лично мне более всего запомнилось выражение «благородный эксперимент». По счастью, тогда, по крайней мере, не скрывали, что речь идёт именно об эксперименте — до того никто не пытался в таком масштабе влиять на целый народ.

Строго говоря, был «сухой закон» в Российской империи, введенный с началом Первой Мировой войны. В принципе, любому разумному человеку хватило бы результатов внедрения этого закона, чтобы сделать надлежащие выводы, не экспериментируя на себе. Но, как известно, только истинно отважный воин способен повторно наступить на одни и те же грабли, а американцы никогда не жаловались на недостаток отваги. И они пошли по нашим стопам. Но в отличие от России, где, как известно, «свирепость законов умягчается, единственно, необязательностью соблюдения оных», они попытались действовать всерьёз. Результаты также значительно превзошли всё достигнутое у нас.

И дело тут не только в том, что на сухом законе выросла прославленная мафия — и уж потом стала распространять свои щупальца на многие иные виды пороков. Куда важней, что за время действия сухого закона потребление спирта на душу населения (именно питьевое потребление внутрь, а не лукавые цифры, вроде знаменитых онищенковских 18 литров в год на человека, на поверку включающих в себя всё, что угодно — от стеклоомывающей жидкости в автомобилях и до спиртосодержащих моющих средств для окон), так вот — в Соединённых Государствах Америки количество спирта, реально потребляемого реальными живыми людьми, выросло в расчёте на душу населения в несколько раз за время действия сухого закона. И только после его отмены понемногу стало спускаться до уровня, не угрожающего немедленным вырождением всего народа.

Надо сказать, что американцы проявили упорство, несомненно достойное лучшего применения. А именно: когда выросло поколение, плохо помнящее эпоху сухого закона, они взялись искоренять курение. Правда, надо отдать им должное, на сей раз они действовали значительно аккуратнее. Не запрещали с размаху, а для начала провели мощную агитационную кампанию — весьма профессиональную и высококачественную. И только затем начали понемногу ограничивать зону потребления курева, в общем-то, по мере наблюдаемого и хорошо документированного снижения уровня потребления. Всё логично, всё психологически грамотно.

Но, насколько я могу судить, примерно с той же скоростью, с какой у них падает потребление табака, растёт потребление конопли. Я не могу сказать, хорошо это или плохо, а если плохо, то до какой степени.

Единственное подробное и хорошо известное исследование, доказывающее вредность конопли по сравнению с табаком, проведено уже более века назад (в самом начале ХХ столетия), и финансировали это исследование американские производители табака. А, как известно, конопля — очень серьёзный конкурент табаку по очень простой причине: табак приходится выращивать специально с целью курения, тогда как коноплю производят в качестве технической культуры, и её использование в качестве курева — побочный эффект. Сам я на себе экспериментов с коноплёй отродясь не ставил — мне хватило и табака, которым я после первой затяжки дымил непрерывно более 20 лет. Так что не могу сказать, насколько соответствует действительности это исследование. Знаю только, что очень многие достаточно известные люди сознавались в употреблении конопли, и далеко не все они являют очевидную степень глупости. Поэтому не исключаю, что это исследование в каких-то своих аспектах преувеличено. Но, естественно, и утверждать этого никоим образом не могу.

А вот что я могу утверждать совершенно уверенно на основе доступной статистики — так это то, что, несмотря на все надежды американских борцов за здоровый быт, потребление табака у них не просто падает, а именно вытесняется потреблением конопли, — и это совершенно однозначно следует из всей доступной статистики. Так что, насколько я могу судить по американскому опыту, полностью уничтожить дурные привычки вряд ли под силу даже столь организованному и активному обществу.

Ну, а почему это так — могу только гадать. В частности, предполагаю, что очень многие люди, так или иначе, нуждаются в химических костылях — средствах искусственного изменения состояния своей психики в желаемую для себя сторону. И далеко не всегда это сторона одурения. Кстати, русские крестьяне, хорошо знакомые с коноплёй, поскольку у нас она выращивалась в промышленных масштабах с незапамятных времён, так и называли препараты конопли, предназначенные для потребления внутрь — дурь. Так вот, далеко не всегда люди употребляют химические костыли именно для одурения. Например, тот же табак, судя по моему личному опыту его употребления на протяжении двух десятилетий, скорее действует, как «нормализатор» настроения: в тех случаях, когда оно явно возбуждённое, он успокаивает, а в тех случаях, когда оно, наоборот, слишком расслабленное, он тонизирует. Это мой личный опыт, и я никоим образом не считаю, что табак на всех должен действовать именно так, но на меня он действовал так. Полагаю, люди, нуждающиеся в других вариантах изменения своего настроения и состояния, подыскивают себе какие-то иные средства.

И, конечно, табак — не лучший вариант. Он обладает множеством побочных эффектов — в том числе и эффектов, несомненно, опасных для здоровья. Более того, различные варианты употребления табака обладают разными спектрами побочных эффектов. Забавно, что в проекте антитабачного закона запрещается буквально в первую очередь употребление жевательного табака, чьи побочные эффекты для самого употребляющего относительно малы по сравнению с другими видами табачной продукции, а побочные эффекты, воздействующие на окружающих, вообще пренебрежимо малы по сравнению с курением. Тем не менее, курительный табак — по крайней мере, в первом варианте закона, как официально называлось, «О борьбе с воздействием табака на окружающих» — допускалось потреблять довольно долго и разнообразно, а вот табак жевательный надлежало запретить немедленно и повсеместно. То есть ясно, что речь шла не о защите некурящих от курящих, а именно о борьбе с курением как таковым.

Полагаю, что эта борьба с курением как таковым приведёт скорее всего к тем же результатам, каких добились в Соединённых Государствах Америки. В лучшем случае получится подпольное, так сказать, курение — благо, не говоря уж ни о чём прочем, выращивать табак в нашем климате, конечно, сложнее, чем коноплю, но не настолько сложнее, чтобы это кого-то удержало. Так что в лучшем случае будет подпольное курение табака. А в худшем — люди начнут массово переходить на коноплю в соответствии со старинной английской поговоркой «если уж тебе суждено быть повешенным за овцу, то почему бы не украсть ещё и ягнёнка».

А вот чего я совершенно не предвижу — так это того, что борьба с курением сократит суммарный ущерб здоровью российских граждан. Не предвижу я этого уже хотя бы потому, что люди, лишённые простых привычных и легко доступных химических костылей, скорее всего, найдут себе химические костыли не столь простые, не столь доступные, не столь безопасные, а значит, несущие существенно больший спектр разнобезобразных побочных эффектов. Борьба с курением, по сути, превратится в массовое истребление самих курильщиков.

Ну, а тем, кого все эти доводы не убеждают и кто всё-таки хочет любой ценой сразиться за всё хорошее против всего плохого, я на всякий случай хотел бы напомнить: одним из ключевых мероприятий по плану истребления Союза Советских Социалистических Республик стала одновременная остановка на плановый ремонт чуть ли не половины советских табачных фабрик. Народные бунты, спровоцированные отсутствием курева, были весьма важным этапом убеждения всего нашего народа в том, что так жить нельзя. Ну, а потом оказалось, что «сяк» жить — ещё страшнее. Так вот, я бы посоветовал задуматься: нету ли у кого-нибудь из праведных борцов за светлое бестабачное будущее желания повторить тогдашний опыт, уже заранее зная его результат и добиваясь именно этого результата вполне сознательно и целенаправленно.

Оригинал поста.


Опубликовал Анатолий Вассерман , 18.01.2013 в 12:26

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Андрей Копытин
Андрей Копытин 20 января 13, в 15:53 +1000. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Бурковский
Юрий Бурковский 18 января 13, в 22:11 Иван Васильевич рвал ноздри, клеймил и ссылал на вечную каторгу пьяниц. Хотя отец его Василий Иванович вместе с дедом его Иваном Васильевичем для борьбы с пьянством всего лишь запрещали в Московии выращивать хмель. А Петр Алексеевич, почитаемый Великим за то, что ввел пьянство и табакокурение в дело государственной важности: на ассамблеях основным атрибутом был Кубок Орла, которым Петр "награждал" по своему лихому "ндраву". Всё течет, все изменяется. Текст скрыт развернуть
1
1
1 19 января 13, в 00:07 Особенно последний абзац грамотно получился!!!!!!!!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Альфред Соколиков
Альфред Соколиков 19 января 13, в 01:50 Могу согласиться с тем, кто первый употретребил термин "Государственная Дура". Оно так и есть! Текст скрыт развернуть
0
yurpechnik
yurpechnik 19 января 13, в 05:07 Закон "Серой Лошади" гласит - к руководству приходят только ВЫРОДКИ.... Текст скрыт развернуть
0
Олег Кутепов
Олег Кутепов 19 января 13, в 12:55 Умные мысли умного человека. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Сычёв
Юрий Сычёв 19 января 13, в 12:58 согласен полностью Текст скрыт развернуть
0
1111111111
1111111111 19 января 13, в 15:47 Нужны профилактические меры, направленные на тех кто ещё не выкурил свою первую сигарету. То есть нужно осложнить допуск к сигаретам. Думаю невыкладка сигарет у касс, сокращение табачных киосков, запрет рекламы могут дать действенную пользу. Кому нужно найдёт и купит. Настоящие курильщики и так едут на оптовый рынок что-бы купить курева на неделю-месяц. Сам курю 20 лет...... Текст скрыт развернуть
0
терра инкогнито
терра инкогнито 19 января 13, в 21:18 если человек хочет бросить курить ,то он бросит .запрет -это уже нарушение ,государство не имеет права решать кому курить бросать ....я курила ,курю и буду курить ,и не смотря на запрет и нашего государство (Греция ) чем больше запрета ,тем больше нарушений.и потом ни кого насильно не заставляют курить .курите на здоровье ! Текст скрыт развернуть
1
Александр Коваль
Александр Коваль 19 января 13, в 23:04 Действия пятой колонны всегда маскируются благовидным предлогом. Текст скрыт развернуть
0
Валерий K
Валерий K 21 января 13, в 12:37 Да,наверно и СССР"помогли"развалить именно с помощью запретов.Руководители всякого ранга стали считать себя БОГАМИ и стали управлять людьми.А зарубежные наушники еще и подсказывали"что запретить"потирая руки от удовольствия. Текст скрыт развернуть
1
Эля Миронова
Эля Миронова 21 января 13, в 14:22 Кто не курит и не пьёт - он здоровеньким умрёт. Текст скрыт развернуть
0
Регина Толстоброва
Регина Толстоброва 21 января 13, в 15:22 Известно то. что запретный плод всегда сладок. Я как-то слышала по телевизору, как Михаил Боярский сказал, что он не бросит курить, для него это удовольствие. Может быть и не надо бы так уж резко действовать, постепенно как-то. Текст скрыт развернуть
1
Наина Гасанова
Наина Гасанова 22 января 13, в 01:54 Я считаю, что это нарушение прав человека! Согласна, что в определённых местах можно и не курить, но может ещё и чай запретить пить? Текст скрыт развернуть
1
Руслан
Руслан 22 января 13, в 10:05 Как всегда, от привычек не избавиться как не крути и это факт. Текст скрыт развернуть
0
Дихлофос
Дихлофос 22 января 13, в 23:10 Не удивлюсь что через полгода после запрета курения объявят о значительном увеличении продолжительности жизни и большом трудовом энтузиазме с просьбами увеличить пенсионный возраст. Текст скрыт развернуть
1
Нагаевъ(Николай)
Нагаевъ(Николай) 23 января 13, в 18:51 Вспоминается борьба с алкоголизмом. Вырубили виноградники. А потом алкоголь стал в шаговой доступности. Уж запретили бы курение в медучреждениях и это было бы достижение. Вроде в советское время так медучреждениях не дымили. Хоть чуть повернуть бы вспять. Текст скрыт развернуть
0
Aleksfndr Pihur
Aleksfndr Pihur 1 февраля 13, в 11:02 Не знаю как отнесутся к моему мнению но предвижу визг и прочие неувязки. Человек еше не изучен и это причина наших проблем. По жизни с детства нас не учат думать, а слепо верить и следовать "большенству" и моде. Человеческий организм вырабатывает алкоголь, никотин и многое другое. И когда из любопытства, солидарности или дань моде начал употреблять иногда, а в последствии по привычке чаще. Потому как человек раб своих желаний и привычек. И многие не осознают последствий своих привычек. В государстве продвижении по службе в приоритете Молчалины и просто бездумные исполнители. Которые ради медалей и регалий дышать и питаться говном. Рекламы и пропоганда способ перекачки денег в одни карманы с возвратом в нужные. Реклама в фильмах пить курить колться и употреблять некоторые препораты так эфектно и красиво, а о последствисях как правило в это время ни гу гу. Пока не дойдут до кретерия и снова бабло на агитацию здорового образа жизни и на лекарство с болячками нарко, алко и прочей зависимости.
Меня удивляет почему не выделяются деньги на иследавания на гашение и нейтролизацию зависимости.
Слышу речи:- А куда девать рабочих занятых на поизводстве табака и алкоголя. Они останутся без работы." Да пусть работают травят человечество и нарушают экологию. Деньги делают и помогают делать деньги другим." Вроде все при деньгах и при делах. "Даздравствуют слабости человечества" и ум зарабатывающий на пороках человечества
Текст скрыт развернуть
-1
Анатолий Дербуш
Анатолий Дербуш 23 июня 13, в 19:15 Может БЕДОЙ для РОССИИ является КРЕСТ! С ним рождаемся ,живем и умираем! КРЕСТ набирает все большую силу! Может получиться,крестов будет больше ,чем людей! Если все сопоставить,КРЕСТ,не очень радостный знак!
Пусть религия,БОГ уважаются,почитаются!
Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Дербуш
Анатолий Дербуш 23 июня 13, в 19:49 Начал курить с 14 лет очень нравилось,приятны были болгарские сигареты.В 30 лет начал бросать курение на спор и по семейным обстоятельствам,не получалось.решил приказать себе НЕ КУРИТЬ.Целый месяц носил в кармане пачку сигарет,не открыл,курить бросил.Сейчас 85 лет. ни разу не закурил. Текст скрыт развернуть
-1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 99
Последние статьи
Открытым текстом 19.01.2018
19 янв, 23:07
0 0
Открытым текстом 12.01.2018
12 янв, 23:16
0 0
Телесоскоб 05.01.2018
6 янв, 10:40
0 0
Открытым текстом 29.12.2017
29 дек 17, 14:06
0 0
Открытым текстом 22.12.2017
24 дек 17, 14:48
0 0
Открытым текстом 15.12.2017
15 дек 17, 22:58
0 0
Открытым текстом 08.12.2017
8 дек 17, 21:05
0 0
Открытым текстом 01.12.2017
1 дек 17, 21:27
0 0
Открытым текстом 24.11.2017
24 ноя 17, 22:53
0 0
Открытым текстом 17.11.2017
17 ноя 17, 22:49
0 0

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина Веденская
Да! Сами подталкивают.
Ирина Веденская Как власть Испании добивается отделения Каталонии
Ирина Веденская
разговоры правильные, дела бы еще такими были.)
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Nikak Бросштеин
Ирина Веденская
Как страшно жить.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Ирина Веденская
и беспринципные.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Светлана Михайлова
Геннадий Светорус
Без евреев как-нибудь разберёмся! Вали в Исраиль!
Геннадий Светорус Ответ на санкции
Ильдар Давлятов
блудняк-статья
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Ильдар Давлятов
ну так чем "вызвано подобное поведение Соединенных Штатов?"
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Мила Мила