Анатолий Вассерман предлагает Вам запомнить сайт «Анатолий Вассерман»
Вы хотите запомнить сайт «Анатолий Вассерман»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Промышленное и массовое. Какими должны были быть дома, ставшие "хрущобами"

развернуть

Проезжая через пересечение Ленинградского проспекта и Беговой улицы, неизменно обращаю внимание водителей и (если таковые есть) попутчиков в такси на дом с красивыми ажурными решётками на окнах. Он стоит около внутренней стороны Беговой улицы: точный адрес — Ленинградский проспект, 27. Прежде всего указываю: все эти решётки (только при работе над этой статьёй узнал, что они созданы по рисунку художника Владимира Андреевича Фаворского, более всего известного книжной графикой) отлиты в одной форме и выглядят разными только потому, что повёрнуты под разными углами. А отлиты они в одной форме, потому что этот дом вообще блочный — смонтирован из больших железобетонных блоков.

Этот дом — один из этапов технических экспериментов весьма интересного нашего архитектора — и в какой-то мере инженера — Андрея Константиновича Бурова. Буров вообще очень много сделал для освоения новых технологий в строительстве. Он даже разработал несколько новых материалов: в частности, один из них, названный СВАМ (стекловолоконный анизотропный материал) — по сути, первый в мире стеклопластик. Но материалы для не были самоцелью — целью было максимальное ускорение, упрощение и удешевление строительства. В частности, Буров много экспериментировал с блочным строительством — сборкой дома из сравнительно крупных элементов. Ещё до него, с конца 1920-х — но в сфере не жилищного, а промышленного и общественного строительства — эту технологию развивал Николай Васильевич Никитин, впоследствии получивший титул короля фундаментов за Дворец Советов СССР — увы, так и не завершённый — и высотный корпус МГУ, а более всего прославленный Останкинской телебашней, работающей с 1967.11.04. В конце концов оба пришли к сходным технологическим решениям.

До Никитина и Бурова крупные элементы были природными — вырезанными из камня (в моей родной Одессе использовали ракушечник — рыхлый известняк, образующий плато, где стоит Одесса и несколько соседних поселений) — или отлитыми из металлургического шлака. Опять же при работе над статьёй узнал: первое здание из шлакоблоков — созданный в 1910–11-м архитектором Николаем Ивановичем Крамским, сыном художника Ивана Николаевича Крамского, гараж во внутреннем дворе Эрмитажа, действующий по сей день. Я в детстве и юности ещё успел застать активное строительство из шлакоблоков (даже однажды помогал их класть). Никитин и Буров предложили лить блоки из железобетона (а Никитин разработал ещё и дощато-фанерные арки для перекрытия пролётов в пару десятков метров, столь лёгкие, что их в собранном виде устанавливали вручную). И заодно — отказаться от чистовой штукатурной отделки зданий, а сразу придавать бетону подходящую форму и фактуру.

Буров работал над блочными домами совместно с архитектором Борисом Николаевичем Блохиным. Тот взял на себя значительную часть конструкторской работы, а Буров больше занимался собственно архитектурой — планировкой квартир, внешностью зданий.

Первая экспериментальная серия (6 этажей, 5 секций в каждом: Велозаводская улица, 6; Валовая улица, 11/19; Большая Полянка, 4; Бережковская набережная, 14) домов Бурова и Блохина, заселённая в 1939-м, и вторая, отличающаяся в основном фактурой отделки блоков (Дербенёвская набережная, 1/2; Большая Полянка, 3) собраны из блоков длиной порядка метра. Этого уже слишком много, чтобы монтировать блоки вручную (как шлаковые или ракушечные), но ещё слишком мало, чтобы в полной мере использовать возможности подъёмных механизмов.

Дом на Ленинградском проспекте сделан из железобетонных блоков, по длине соответствующих целым комнатам: вертикальные блоки — высотой в этаж дома, горизонтальные — длиной во всю стену комнаты. Причём в отличие от предыдущих зданий блоки стали специализированными. Первый тип блоков — высотой в целый этаж — для простенков. Между ними устанавливались низкие подоконные блоки. Для изготовления блоков такого размера потребовалось создать специализированный комбинат железобетонных изделий. Комбинат начали строить в 1939-м году, дом начали монтировать в 1940-м, а полностью заселили в 1941-м.

По результатам изготовления и эксплуатации этого дома Буров, Блохин и, естественно, лица, принимающие решения, пришли к выводу: для дальнейшего ускорения строительства надо ориентироваться не на блоки, вытянутые в одном измерении, а на панели, вытянутые сразу в двух измерениях.

Что такое панельный дом, сейчас знают все. Но впервые идея плоской пластины, перекрывающей сразу значительную часть пола или стены, появилась только в 1910-м — в Куинсе, пригороде Нъю-Йорка. Массовое применение панелей — в Берлине и Дрездене в 1920-е — связано с тогдашней крайней бедностью Германии, проигравшей Первую Мировую войну. Но панели размером в целую комнату — сразу весь пол или сразу вся стена — были принципиальным открытием, потребовавшим и от архитекторов качественно новых решений.

Естественно, под это открытие пришлось создавать в Москве новый — делающий уже не одномерные блоки, а двумерные панели — комбинат железобетонных изделий. Его запуску помешала война. Только после войны комбинат достроен и заработал. Первый в Москве каркасно-панельный дом — четырёхэтажный — построили в 1948-м на 5-й улице Соколиной горы (сейчас его адрес — проспект Будённого, 53). В том же году начали строить целый квартал подобных домов у Хорошёвского шоссе (на улицах Куусинена и Зорге). Его заселение завершили в 1952-м. Одновременно разработали бескаркасные панельные дома и с 1950-го строили их в Магнитогорске.

Впрочем, Блохин и Буров выработали столь удачную конструкцию блоков, что и по сей день блочные дома строятся повсеместно и ценятся выше панельных. Но их всё-таки куда меньше, поскольку суммарные затраты на производство и монтаж ощутимо выше.

Дальнейшая работа задержалась, ибо 1953.03.05 умер Иосиф Виссарионович Джугашвили. После этого около года ушло на разборки в верхах: кто теперь будет рулить. Разборки были очень серьёзные — вплоть до того, что первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв организовал с помощью министра обороны Николая Александровича Булганина и его первого заместителя Георгия Константиновича Жукова военный переворот с убийством первого заместителя председателя совета министров Лаврентия Павловича Берия. Понятно, всем было не до хозяйства. Только 1955.08.23 у Хрущёва и председателя совета министров Георгия Максимиллиановича Маленкова дошли, наконец, руки до подписания постановления «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Там, в частности, предписывалось к сентябрю 1956-го разработать типовые проекты, позволяющие резко удешевить строительство жилья, дабы сделать его доступным для трудящихся. Вот с этого постановления и началась история того, что получило название «Черёмушки» по одному из первых районов, полностью застроенных по новой технологии, и название «хрущобы» по качеству домов.

Хрущёв очень серьёзно приложил копыто к новым районам. В частности, именно он вскоре после постановления об индустриальном жилищном строительстве продавил ещё одно постановление совета министров и центрального комитета — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 1955.11.05. Постановление формально вроде бы имело смысл: зачем, мол, тратить деньги на украшения, когда надо их тратить, в первую очередь, на само строительство. Вроде бы логично. Но главный проектировщик круизного лайнера «Королева Елизавета II» на вопрос журналистов, зачем на судне так много роскоши, ответил: «Вся эта роскошь — менее 5% от стоимости строительства судна; вы что, хотите, чтобы я сэкономил эти 5% и никто потом вообще не хотел на этом судне ходить?» Положение со зданиями примерно такое же. Более того, обычные формы украшения зданий — вроде колонн и лепнины — даже не 5% от стоимости, а порядка процента (а рельефная отделка блоков и панелей прямо при их отливке — конструкцией формы — и вовсе не удорожает работу). Если же учесть, что стоимость строительства включает ещё и подведение к зданиям всевозможных коммуникаций, то становится ясно: экономить на украшении — абсолютно очевидная бессмыслица.

Есть архитектурная легенда. Леонида Михайловича Полякова — главного проектировщика станции метро «Арбатская» Покровского радиуса, выдержанной в стиле нарышкинского барокко (мягко говоря, очень украшательском) — спросили: почему станция такая аляповатая и перегруженная разнообразными украшениями. Он ответил: «Народ тратит на метро громадные деньги — пусть он видит, на что эти деньги идут». Казалось бы, циничное заявление: надо потратить столько денег на показуху. Но если учесть, что вся эта показуха — неощутимо малая доля расходов на строительство, то тогда становится понятно: заявление совершенно разумно.

Недавно на хрущёвские грабли попробовал наступить Сергей Семёнович Собянин — он заявил, что для ускоренного развития московского метро необходимо упростить проекты и удешевить отделку. То же самое делал и Хрущёв: станции метро, спроектированные при нём, архитекторы сравнивают с подземными туалетами. Но это — не экономия, а в лучшем случае имитация экономии. Ведь в стоимости подземных железных дорог и во времени их строительства стоимость и время отделки и оформления станций — вообще какая-то анекдотически малая доля, и заметить её можно разве что под лупой.

Продавленное Хрущёвым постановление против излишеств в архитектуре, по сути дела, подчинило архитекторов строителям и лишило их всякой возможности делать здания интересными и выразительными. Нечто подобное происходило в это время и на западе, где такое же решение — сэкономить на строительстве — приняли по коммерческим причинам. И наткнулись на те же грабли: никто просто не хотел жить в районах, оформленных таким образом. Так что не мы одни совершали глупости. Для меня тот период запомнился очаровательным болгарским выражением: кибрит-архитектура (в болгарском языке слово «спичка» созвучно с непристойным словом, так что этот бытовой предмет называют арабским словом, происходящим от арабского названия серы). Здания, похожие на спичечные коробки, строили по всему миру — и продать квартиры в таких зданиях можно с существенно меньшей прибылью, чем любые другие.

Но этого мало. Хрущёв вдобавок ещё потребовал, чтобы за основу новых проектов советских жилых зданий приняли французское муниципальное жильё. Муниципальное — построенное за счёт муниципалитетов городских общин: понятно, что муниципалитеты строили только для самых бедных. А во Франции тогда денег вообще катастрофически не хватало.

Франция вышла из Второй Мировой войны голая, босая, нищая, голодная. Это выглядит довольно странно, если вспомнить, что на французской территории боевых действий почти не было: в 1940-м её войска рассыпались за пару недель, и уже через 6 недель после начала немецкого наступления 1940.05.10 французы капитулировали (хотя официально это назвали перемирием), а в 1944-м наступающие англоамериканские войска успели занять почти всю Францию прежде, чем немцы сумели наскрести серьёзные подкрепления (их боевые силы были полностью скованы на советском фронте, а во Францию направляли разбитые части на переформирование да больных бойцов на оздоровление — немецкий режим питания на фронте способствовал расстройствам пищеварения, и во Франции целые дивизии комплектовались страдающими одной и той же болезнью, дабы упростить организацию лечебного питания).

Но дело в том, что Франция разорилась не в результате собственно боевых действий. На протяжении 4 лет оккупации значительная часть французского хозяйства работала на Германию. Достаточно напомнить, что после войны барона Луи Альфредовича Рено арестовали за сотрудничество с немцами (и в тюрьме избили так, что он умер 1944.10.24), поскольку чуть ли не треть пополнения грузового автопарка вооружённых сил Германии шла с его заводов. Сами заводы (в том числе и главный, сильно разрушенный бомбёжкой союзников в марте 1942-го) конфисковали, и они по сей день остаются государственной собственностью (что никого ни во Франции, ни за её пределами не смущает: на Западе не считают повальную приватизацию неотменяемой обязанностью государства — там оставляют это предписание только для Востока). Франция работала на Германию, Германия охотно расплачивалась — естественно, своими марками. После военного разгрома Германии марки сохранили ценность разве что в качестве обоев. Франция же за время войны накопила немалое количество этих марок в надежде на то, что после войны удастся за них покупать всякие ценности на завоёванных Германией землях. После войны Франция, естественно, не могла ничего купить на марки. И в одночасье оказалась нищей.

Правда, Франция рассчитывала не только зарабатывать на войне. Многие в ней тоже пытались воевать. Насколько я помню, общее количество французов, пребывавших на немецкой военной службе и попавших в советский плен, несколько превышает общее число участников французского Сопротивления (даже с учётом всей французской Коммунистической партии, прозванной «партия расстрелянных», потому что большая часть французов, казнённых немцами, принадлежала к этой партии). А ведь и в плен попали далеко не все французы, служившие Германии — довольно многие остались на поле боя или сумели вовремя отступить. Последние французы, сражавшиеся на немецком фронте, защищали имперскую канцелярию.

Понятно, после такого разорения французские муниципалитеты строили, мягко говоря, далеко не роскошные дома. Соответственно, требование проектировать жилые дома для советских граждан на основе французских муниципальных домов, по сути, означало, что Хрущёв преобразует советских граждан из статуса победителей в статус побеждённых. К сожалению, это не слишком далеко от истины, ибо (как я уже отмечал в статье «Преступление против совершенствования») советские граждане оказались побеждены собственной бюрократией. Правда, до полной победы чиновничества — разгрома СССР и прекращения социализма — потребовалось ещё несколько послехрущёвских десятилетий, но сейчас мы пребываем как раз в состоянии поражения. И, надеюсь, готовим почву для будущей нашей победы.

Как бы то ни было, даже такое катастрофически урезанное жильё было несомненным благом — и очень нужным благом. Ибо, как известно, дорога ложка к обеду. А мы в тот период уже завершили восстановление народного хозяйства в целом (то есть восстановили все производственные мощности), но этим производственным мощностям предстояло ещё произвести очень многое для гражданского потребления взамен того, что было уничтожено немцами. В частности, действительно необходимо было произвести громадное количество жилья. И потому, что до войны его строительство было далеко не на первом месте — построить работоспособную промышленность было на тот момент нужнее и важнее. И потому, что очень заметную долю жилого фонда разрушила война. Словом, ускоренное жилищное строительство было в тот момент жизненной необходимостью. Не зря 1957.07.31 появилось новое постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», где подчёркивалась необходимость перевода на индустриальные методы (этот перевод не только ускоряет строительство, но и снижает его цену несравненно больше, нежели любые возможные упрощения архитектуры и уменьшения размеров квартир).

Не то что раньше о жилищном строительстве не думали вообще. Но общая стратегия развития страны, как она виделась перед войной, такова: в течение первой пятилетки (1928–32) создаются предприятия по производству средств производства; во второй пятилетке (1933–7) с использованием продукции этих предприятий создаются предприятия по производству предметов потребления; а в третьей пятилетке (1938–42) на этих предприятиях начинается массовое производство предметов потребления. Война, к сожалению, вынудила задержать исполнение этого плана. В частности, с самого начала третьей пятилетки потребовалось вместо производства предметов потребления переориентировать практически всю промышленность на производство того, что может понадобиться вскоре в связи с предстоящей войной. Но в конце концов мы все эти трудности сумели преодолеть, и массовое производство предметов потребления началось — хотя и не в третьей пятилетке, а в пятой (1951–5).

Значительную часть пятой пятилетки главным действующим лицом в нашей государственной политике был Никита Сергеевич Хрущёв. Поэтому некоторые особо фанатичные антисталинисты даже считают, что всё наше массовое жилищное строительство — исключительная личная заслуга Хрущёва, хотя вся подготовка к этому массовому строительству велась ещё при Джугашвили.

Например, некая Валентина Кимовна Мигульская, весьма активно спорящая время от времени в моём Живом Журнале (и даже уверенная, что его популярность обеспечена прежде всего её присутствием), утверждает: раз не было в названиях постановлений (скажем, о строительстве того же комбината железобетонных панелей и квартала из этих панелей на Хорошевском шоссе) слова «массовое» — значит, это массовое строительство не планировалось. Но сам по себе термин «индустриальные методы» предполагает именно массовость. Изделие, произведенное на заводе индустриальными методами, существенно дешевле произведенного кустарными методами, в том числе, и на строительной площадке вручную. Но строительство самого завода — очень большие затраты, и окупить их можно только массовым выпуском изделий этого завода. Он обретает экономический смысл, только когда его продукция завода исчисляется тысячами экземпляров. И если эта самая Валентина Кимовна считает «не было слова «массовое» — значит, не было подготовки массового строительства», то неоднократно помянутый ею диплом экономиста строительного производства, полученный ею ещё в советское время, показывает: к сожалению, даже в советское время не всех могли научить хорошо.

Итак, на Ленинградском проспекте под №27 по сей день стоит одно из нагляднейших доказательств факта, подробно исследованного, в частности, Иосифом Виссарионовичем Джугашвили в брошюре (1952) «Экономические проблемы социализма в СССР»: социализм изначально нацелен на максимальное удовлетворение потребностей граждан и в то же время на совершенствование (в том числе и эстетическое) этих потребностей. И какие бы привходящие обстоятельства ни препятствовали достижению этой цели — они рано или поздно преодолеваются. В том числе, полагаю, довольно скоро окажутся преодолены и препятствия, трудолюбиво выстроенные в 1985–93-м годах и время от времени возобновляемые по мере сил и возможностей (по счастью, постепенно сокращающихся) заинтересованных физических и юридических лиц.

Оригинал поста.


Опубликовал Анатолий Вассерман , 15.04.2013 в 13:23

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов Александр Самохвалов 17 апреля 13, в 13:55 Безусловно Вы правы, но Корея как раз именно отодвинула применение ВВС США на неопределённый срок. Они поняли, что прорвать ПВО не удастся в принципе с таким уровнем подготовки советских пилотов...Ну а после У-2 ещё больше укрепились в этом...А после Вьетнама просто обосрались...
С чем я пожалуй всё таки соглашусь, то с тем, что НАТО убрали пусковые из Турции. Но я настаиваю, что ээто был именно Сталинский путь: малая кровь ради избежания большой...Я забыл сюда ещё включить Финляндию...Но в 41 избежать крови не удалось...Но уж слишком многим хотелось её попробовать...
Вот цитата Вассермана:
"Насколько я помню, общее количество французов, пребывавших на немецкой военной службе и попавших в советский плен, несколько превышает общее число участников французского Сопротивления (даже с учётом всей французской Коммунистической партии, прозванной «партия расстрелянных», потому что большая часть французов, казнённых немцами, принадлежала к этой партии). А ведь и в плен попали далеко не все французы, служившие Германии — довольно многие остались на поле боя или сумели вовремя отступить. Последние французы, сражавшиеся на немецком фронте, защищали имперскую канцелярию."...ну о чём тут ещё говорить...
Текст скрыт развернуть
1
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов Александр Кузнецов 17 апреля 13, в 17:18 Планы решить проблему путём массированных атомных бомбардировок строились амерами начиная с конца Второй мировой.
С этой точки зрения блокада Западного Берлина представляется сейчас куда более рискованным мероприятием.
Американцы, похоже, нападают только когда уверены в лёгкой победе.
Такой уверенности не было ни при Сталине, ни при Никите, нет даже сейчас.
Поэтому и не нападают. Но только поэтому!
Текст скрыт развернуть
0
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов Александр Самохвалов 17 апреля 13, в 19:54 А вот тут я с вами согласен! Я читал воспоминания о том, что Рузвельт говорил о том, что после войны мир в мире будет обеспечен содружеством двух государств: СССР и США. Не воевать, а торговать и сотрудничать...Как то очень быстро Рузвельт с началом войны умер...очень похожая судьба была у Кеннеди. Тоже решил сотрудничать ... Текст скрыт развернуть
1
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов Александр Кузнецов 18 апреля 13, в 06:59 Рузвельт умер к концу войны. Но, похоже, рассчитывал ещё пожить. Иначе он не согласился бы на компромисс в виде Трумена, изначально подсунутого ему в вице-презики будущими ястребами. Текст скрыт развернуть
0
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов Александр Самохвалов 18 апреля 13, в 11:47 Я понял этот ответ, как согласие с моими выводами? Текст скрыт развернуть
0
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов Александр Кузнецов 19 апреля 13, в 08:57 Допускаю, что Вы правы.
Недостаточно в теме, чтобы соглашаться или не.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов Александр Самохвалов 19 апреля 13, в 16:49 Так же очень не к стати( или к стати!) убили Кеннеди...И с СССР хотел договориться об освоении совместном космоса, и во Вьетнам не хотел лезть... Текст скрыт развернуть
0
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов Александр Кузнецов 19 апреля 13, в 17:23 Насчёт Кеннеди существует масса теорий.
Американские дела...
Демократия, блин.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Кузнецов
Александр Кузнецов Александр Самохвалов 19 апреля 13, в 17:35 Отвечу сразу на все посты одновременно. Начну с Квачкова. Я вообще не понимаю, чем он их так достал! То, что не он хотел убить Чубайса, вернее он не хотел этого делать было ясно сразу. Но ведь суды, оправдывавшие его, были судами присяжных, а я имел ввиду, что судят судьи.
У нас с Вами разногласия только в том6 Стлинские ли были это репрессии или нет. После того, как я прочитал Рокосовского, а в особенности Голованова "Дальняя бомбардировочная" я понял, что это не он. Но у Вас может быть своё мнение. И в конце приведу выдержку из воспоминаний сына Артёма, приёмного сына Сталина Артёма Сергеева:

"Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко мне рассказывал о своей работе в Белоруссии. В частности, говорил, почему Сталин его послал туда. Это было в 1938 году. Иосиф Виссарионович дал ему четкие указания: прекратить репрессии. Сталин сказал: «Чего они добиваются? Что им нужно? Там так много людей пострадало — и до сих пор репрессии продолжаются. Уже был пленум ЦК партии по этому вопросу (пленум проходил в январе 1938 года). А они не унимаются. Поезжайте, наведите порядок — остановите репрессии».

Пономаренко спросил: «А как это сделать?» Сталин посоветовал: «Идите в тюрьму. Берите дела, знакомьтесь с ними, вызывайте осужденного, выслушайте его, и если считаете, что он осужден незаслуженно, то открывайте двери — и пусть идет домой».

Пономаренко ответил: «Но, товарищ Сталин, там местные органы и разные ведомства могут быть недовольны моими действиями и воспротивиться».

Сталин подтвердил, что, конечно, не для того они сажали, чтобы кто-то пришел и выпустил. Но ведомств много, а первый секретарь ЦК один. И если не поймут, поясните им это. От того, как вы себя поставите, будет зависеть ваш авторитет и успешность работы.

Пантелеймон Кондратьевич по прибытии на место, как и посоветовал Сталин, пошел в тюрьму, запросил дела. И стал осужденных вызывать к себе по одному. Ну, вот такие, например, были заключенные. В деле одного говорится: «Неоднократно нелегально переходил государственную границу». Да, формально — действительно. Поскольку, когда в 20-м году произошел передел границ, белорусское местечко оказалось разделенным на польскую и нашу части. Семьи некоторые даже оказались разделены. Этот в то время осужденный гражданин гнал хороший самогон. А на польской стороне — сухой закон. За самогоном к нему приходят с польской стороны, в том числе известные люди, среди которых полковник Бек (потом он стал министром иностранных дел Польши), Рыдз Смиглы, маршал. И если хорошо наугощаются, то и ночевать оставались. А иногда он сам несет им самогон, пересекая, таким образом, государственную границу.

Пономаренко, выслушав, ему говорит: «Иди домой. Прямо из кабинета — свободен». А мужик отказывается: «Как это иди? До дома далеко, мне надо сначала свою пайку получить. А это будет завтра утром. Что я, до деревни голодным должен добираться? Нет, я подожду пайку».

Ушел, когда получил свою пайку.

Ещё один сиделец. Поэт. Написал поэму «Сталин». Начинается первая строка со слова на букву «В», вторая — на «О», третья — на «Ш». В результате — акростих, получается, «Сталин — вош». Пономаренко отпускает его и говорит посадившим: «Вы — неграмотные люди. «Вошь» пишется с мягким знаком».

В итоге почти всех отпустил. Конечно, в местных органах и ведомствах были недовольные — это была их работа. Но Пантелеймон Кондратьевич сказал: «Решайте, по какую сторону тюремной стены вам больше нравится». Недовольные, видимо, быстро поняли, что это — не острословие, а предупреждение, и все пошло, как надо.

Когда Пономаренко докладывал об этом на Политбюро, Сталин сказал: «Передайте товарищам наше сочувствие, а поэту скажите, пусть и о тараканах не забывает. Дураков у нас ещё много».

Особенно усердствовавший в репрессиях Хрущев принял это, видимо, на свой счёт. И, встав во главе государства, мстил. В том числе за то, что дела у Пономаренко шли лучше, чем у Хрущева. И Пономаренко раньше Хрущева был назначен секретарем ЦК ВКПб. Что, конечно, очень сильно ударило по самолюбию самовлюбленного Хрущева. За что он и отомстил.

Это один из многих эпизодов работы Пономаренко в Белоруссии. До конца жизни он сохранил к Сталину самое высокое уважение. Очень его ценил, считал великим деятелем истории.
Текст скрыт развернуть
1
Александр Самохвалов
Александр Самохвалов Александр Кузнецов 20 апреля 13, в 09:31 Сталин раздумывал уж очень долго.
Потом решил - хватит.
После войны решил, что надо ещё. Вскоре после войны нарастала новая волна репрессий.
По сути это был террор. Надо было не покарать виновных, а сделать, чтоб боялись.
Но вот был ли Сталин в этом вопросе так уж не прав?
Вопрос. Особенно в свете нашего послезнания.
Читал, и над Никитой меч уже нависал, да и над "эффективным менеджером" в пенсне...
Текст скрыт развернуть
-1
Владимир -
Владимир - 15 апреля 13, в 19:56 Анатолий,благодарю Вас за интересный (теоретическо-исторический) экскурс.Пришлось моим родителям и мне пожить в землянке,бараках,финских домиках,на съёмных кв.,разных домах.Каждый "угол" для семьи военного был благом.После роддома меня принесли в воинскую часть-командир разрешил вытащить из землянки в поле мешки с цементом(мог пойти под трибунал) и накрыть их брезентом.Землянка-моя первая сталинская" квартира".Потом болтались в эшелонах по всему Союзу.Только в 58 получили крошечную 2-ку.Как были рады мои родные!!! Текст скрыт развернуть
5
Владимир Дружков
Владимир Дружков 15 апреля 13, в 21:04 Уважаемый Анатолий! С каждой Вашей публикацией отношусь к Вам со всё большим уважением. Примите искреннюю благодарность. Текст скрыт развернуть
4
x x
x x 16 апреля 13, в 11:47 Это ИНТЕРЕСНО.Спасибо Текст скрыт развернуть
0
Коротков Константин
Коротков Константин 16 апреля 13, в 15:17 Напротив моего дома -за 1год ровно построен монолито-бетонный,облицованно- кирпичный 14 этажный Дом!Грубо говоря-Хрущевская улица из 5этажек!Как бы Мы не хотели -а деньги делают своё дело!Результат на лицо-Покупай-и пользуйся благоустроенным жильем!Дома,как в Китае-в Подмосковье,стоять пустыми -не будут!Строят "друзья"-жить будут дети из различных Регионах России и многие другие,но не местное население!!!!!!!!!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Evgeny F. Egorov
Evgeny F. Egorov 21 апреля 13, в 10:26 Ага, это прямо наша что ли народная мудрость ругать или хвалить каждого правителя когда то бывшего у власти... Если про эпоху правления Н.С. Хрущева, то из своего детства я помню что на руки давали одну буханку кукурузного хлеба (кто то здесь говорит что он вкусный) который есть можно было только теплым или горячим... А на хрен мне жителю среднего Нечерноземья этот кукурузный хлеб, когда жители привыкли к ржаному или пшеничному... Гигантомания в армии, служил в авиации, огромные самолеты-ракетоносцы десятками тонн в час выбрасывающими керосин, которые при смене руководства страны сразу свернули их производство... И так при каждой смене власти в стране, что нибудь да отчебучят... А сейчас тем более, коррупция цветет махровым цветом, а правительству и президенту хоть бы что... Вот так и живем... Текст скрыт развернуть
0
Анн -
Анн - 23 апреля 13, в 08:59 То, что можно было сделать добротно, качественно и комфортно, благодаря Хрущёву превратилось в убожество, как и всё за что он брался. Текст скрыт развернуть
0
easy-man@mail.ru man
easy-man@mail.ru man 23 апреля 13, в 19:19 "Ажурный Дом" - так еназывала его моя бабушка.
Мы тогда жили недалеко - Ленинградский проспект,66.
Мама и сейчас проживает в 5-этажке.
Не знаю, правомерно ли называть её дом "хрущобой",
ведь он из красного кирпича.
С другой стороны - планировка стандартная -
проходнушка 28 кв. метров с/узел совмещённый.
Текст скрыт развернуть
0
Игорь Полулян
Игорь Полулян 24 апреля 13, в 15:41 Как стройпрораб строивший в 1985-1992 году 5ти этажные, 6ти подъездные панельные дома говорю со всей ответственностью: СУ-4, треста "Промстрой" Минстроя Таджикской ССР возводило такой 64квартирный дом ЗА ДВА МЕСЯЦА с полной отделкой, т. е. втыкай ключ в замок-заходи и живи. Да если бы с такой скоростью мы бы продолжали строить -сейчас не то что каждый житель СССР имел бы квартиру, но и каждый задрипанный москвич умом рехнувшийся от проблем с жильём и его стоимостью в Москве.Отделка была хреноватая, за то цена=нулю, а сейчас вообще никакой отделки, а цены для банкиров и воров, но не для нормальных людей. Текст скрыт развернуть
3
Елена _
Елена _ Игорь Полулян 16 мая 13, в 22:31 Золотые слова! Купи бетонную коробку с дыркой для света и дыркой для входа - отдай безумные деньги и сыщи еще столько же, чтобы сделать эту коробку пригодной для жизни. Текст скрыт развернуть
0
Елена _
Елена _ 16 мая 13, в 22:29 Много читала о панельном строительстве. Да, тогда экономия, возможно, и была оправдана. Но сейчас, полвека спустя, жить трем поколениям в квартирке, где и двоим-то тесновато... Тем не менее, эта квартирка была коммунальной: комнаты изолированные. И кухня на одно лицо: лицо вошло, а все остальное в коридоре. И потолки на голове лежат. Где уж об украшательствах говорить. Хотя, если посмотреть на спальные районы, тоска берет: промдизайн, бездарная архитектура, которая подводит итог манере думать, чувствовать, жить... Бытие, как говорится... Обожаю Питер - дышу его воздухом, наслаждаюсь архитектурой, но ни за что не хотела бы там жить. Петр Неаполь перенес в свою северную столицу. В Италии тоже полно блочных построек, безликих и сугубо утилитарных, но много и красивых домов. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 83
Последние статьи
Открытым текстом 19.01.2018
19 янв, 23:07
0 0
Открытым текстом 12.01.2018
12 янв, 23:16
0 0
Телесоскоб 05.01.2018
6 янв, 10:40
0 0
Открытым текстом 29.12.2017
29 дек 17, 14:06
0 0
Открытым текстом 22.12.2017
24 дек 17, 14:48
0 0
Открытым текстом 15.12.2017
15 дек 17, 22:58
0 0
Открытым текстом 08.12.2017
8 дек 17, 21:05
0 0
Открытым текстом 01.12.2017
1 дек 17, 21:27
0 0
Открытым текстом 24.11.2017
24 ноя 17, 22:53
0 0
Открытым текстом 17.11.2017
17 ноя 17, 22:49
0 0

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина Веденская
Да! Сами подталкивают.
Ирина Веденская Как власть Испании добивается отделения Каталонии
Ирина Веденская
разговоры правильные, дела бы еще такими были.)
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Nikak Бросштеин
Ирина Веденская
Как страшно жить.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Ирина Веденская
и беспринципные.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Светлана Михайлова
Геннадий Светорус
Без евреев как-нибудь разберёмся! Вали в Исраиль!
Геннадий Светорус Ответ на санкции
Ильдар Давлятов
блудняк-статья
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Ильдар Давлятов
ну так чем "вызвано подобное поведение Соединенных Штатов?"
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Мила Мила