Анатолий Вассерман предлагает Вам запомнить сайт «Анатолий Вассерман»
Вы хотите запомнить сайт «Анатолий Вассерман»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Ради развития право копирования лучше не ограничивать

развернуть

Отцы-основатели Соединённых Государств Америки записали в её Конституции среди прочих прав, предоставленных федеральному конгрессу (статья 1, раздел 8), право «содействовать развитию науки и полезных ремесёл, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия». Исключительные права — то есть, по сути, ограничение права других граждан копировать результаты творчества — предоставляются исключительно ради того, чтобы поощрять творчество, чтобы авторы были заинтересованы в создании всё новых и новых творений. Но усилиями нескольких поколений — не столько даже самих авторов, сколько перекупщиков результатов этой самой творческой деятельности — постепенно сложилось положение, при котором каждый автор мечтает один раз нечто сотворить и потом всю оставшуюся жизнь ни черта не делать, а только получать деньги за эту свою единственную удачу.

В частности, срок запрета на копирование результатов творческой деятельности изначально составлял всего несколько лет. И, скажем, в патентном праве — защите разработок, применимых в промышленности — срок действия патента и сейчас колеблется в разных странах между десятью и двадцатью годами. Правда, в некоторых особо быстро развивающихся отраслях, таких как вычислительная техника и информатика, даже это очень много — поэтому в большинстве стран мира эти отрасли вообще изъяты из-под действия патентного права. Соединённые Государства Америки сейчас пытаются добиться, чтобы во всём мире программы можно было патентовать — но практически повсеместно им отказывают, ибо это может парализовать всё программирование.

А вот в сфере авторского права защита непомерно велика. В большинстве стран сейчас авторские творения охраняются не только при жизни самого автора, но ещё и семьдесят лет после его смерти. А в некоторых особо продвинутых местах — например, в Соединённых Государствах Америки — срок доведен до девяноста лет после смерти автора. Между прочим, там соответствующую законодательную норму прозвали «поправка Микки Мауса», ибо в числе главных лоббистов продления ограничений на право копирования результатов творческой деятельности фирма «Дисней». Она усиленно лоббирует очередное продление этих прав как раз, когда подходит конец предыдущего срока ограничения — и таким образом защищает от копирования тот образ мышонка, что нарисован сотрудниками «Диснея» ещё в двадцатые годы и до сих пор остаётся одним из главных источников дохода этой фирмы, потому что ничего существенно лучшего её сотрудники с тех самых пор не создали. Не создали, на мой взгляд, прежде всего потому, что фирма до сих пор стрижёт купоны с той одноразовой удачи — соответственно руководству фирмы выгоднее лоббировать продление срока запрета на копирование образа мышонка Микки, чем думать над другими образами сопоставимой художественной силы.

Как раз из примера с «поправкой Микки Мауса» видно, что сейчас требование ограничить копирование результатов творческой деятельности достигает результатов прямо противоположных цели, изначально провозглашённой отцами-основателями Соединённых Государств Америки. То есть фактически эти запреты сейчас тормозят всякую творческую деятельность.

Следовательно, если кто-то у нас сейчас выступает за ограничение права копирования, он тем самым выступает за создание дополнительных помех творческой деятельности наших граждан — вне зависимости от того, сознаёт ли это он сам и осознают ли это те граждане, чьими интересами он в данном случае клянётся. Это объективное положение, совершенно не зависящее от чьей-либо доброй или злой воли.

Лично я работаю в основном с теми местами, где результаты моей деятельности немедленно выкладываются в Интернет и оттуда неограниченно и невозбранно копируются (а то, что публиковалось до эпохи Интернета или сейчас выходит в местах, почему-либо не копируемых в Интернете, выложено на моём личном сайте). Более того, я даже ставлю условие, что могу в дальнейшем использовать уже опубликованные материалы по своему усмотрению — и для неограниченных републикаций в других местах, и для создания на их основе чего-то нового. И это совершенно не мешает ни мне, ни тем, кто меня публикует, зарабатывать на моих материалах. Судя по тому, сколько мне платят на телевидении за мои выступления, зарабатывают они неплохо — даже несмотря на то, что каждое моё выступление буквально через день–два уже выкладывается в Интернет. Более того, мои тексты сейчас регулярно издаются в виде больших сборников, и, насколько мне известно, издательство (конкретно — издательство АСТ) тоже неплохо зарабатывает на этих сборниках, даже несмотря на то, что всё их содержимое уже довольно давно пребывает в Интернете.

Джэймс Патрик Баэн — основатель издательства «Баэн» — завёл издательский сайт, как только Интернет стал заметен, и выкладывал на сайте полные тексты всего издаваемого. После его смерти наследники сохранили этот порядок. Очевидно, это никоим образом не препятствует их прибылям. А уж популярности авторов несомненно способствует. Например, там публикуется один из моих любимых писателей — Лоис Робёрт-Чарлзовна МакМастёр, более известная по фамилии бывшего мужа — Буджолд. Она занимает второе в мире место — после ныне покойного Робёрта Энсона Рекс-Иваровича Хайнлайна — среди авторов, пользующихся художественным методом «фантастика», по общему числу премий «Хъюго», присуждаемых критиками, и премий «Небъюла», присуждаемых читателями. А по числу этих премий за один авторский цикл, объединённый героями и/или местом действия — давно вышла в лидеры. Кстати, психолог Ирина Борисовна Морозовская, уже четверть века играющая в одной со мною команде по интеллектуальным играм, рекомендует этот цикл — связанный с планетой Барраяр — для поднятия оптимизма и уверенности в себе. Насколько мне известно, сама Буджолд ни разу не возражала ни против публикации своих трудов в Интернете, ни против их любительского перевода (в России любительские переводы её, насколько я могу судить, лучше использованных для бумажных изданий). Более того, полагаю, без Интернета её популярность — а значит, и доход — могла оказаться меньше. А, скажем, тиражи книг Сергея Васильевича Лукьяненко — насколько я могу судить по известной мне части издательской статистики — вовсе не выросли после изъятия его трудов из сетевых библиотек по требованию издательств: росту тиражей помогла экранизация некоторых книг, случившаяся уже через немало лет после издательского удара по его известности.

Пока человек готов создавать нечто новое, копирование не будет препятствием для его деятельности. Пока человек готов создавать нечто новое, на этом новом может зарабатывать не он один, а и многие другие. Следовательно, любые рассуждения о защите прав творцов фактически защищают не права творцов, а только тех, кто рассчитывает — даже не создав что-то новое, а просто перекупив права на это новое — дальше всю жизнь ни черта не делать.

Полагаю предложенный 2013-05-29 законопроект, предлагающий наказывать за копирование результатов творческой деятельности, тяжелейшей ошибкой министерства культуры Российской Федерации, способной — вопреки заявлениям нынешних обладателей права ограничивать это копирование — резко затормозить развитие культуры в стране. Если бы мне предложили участвовать в голосовании по новому законопроекту, я проголосовал бы против него всеми доступными мне способами, включая покрытие бурными аплодисментами лиц его разработчиков.

Оригинал поста.


Опубликовал Анатолий Вассерман , 30.05.2013 в 14:08

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Sergey Bazuev
Sergey Bazuev 31 мая 13, в 02:38 Совершенно и во всем согласен с Анатолием. Вечером "звезды" выступали, Газманв пожалился на маленькие ставки, а его еще и копируют, совсем у него жизни нет. Так спой еще что то стоящее, на "Эскадроне" трудно дальше ехать. Не можешь, займись другим. И еще, недавно один умник наложил налог на копирующие средства, диски, принтеры, факсы, так как с этим быть? Вроде покупая винт, уже заплатил, за то, что туда запишешь? Или этого налога нет. Текст скрыт развернуть
1
amv07
amv07 Sergey Bazuev 31 мая 13, в 23:12 есть сбор, и с болванки уже он проплачен с учетом - авторских, смежных взимаемых с семейного просмотра. Текст скрыт развернуть
1
Наина Гасанова
Наина Гасанова 31 мая 13, в 02:43 Полностью согласна с автором! И даже процитирую при случае...))) Уж очень хорошо сказал! Текст скрыт развернуть
1
Аркадий Цыганов
Аркадий Цыганов 31 мая 13, в 02:54 Кто желает быть единочличным владельцем - пусть хранит в тайне)))). А вот имя открывателя должно сохраняться Текст скрыт развернуть
2
Андрей Копытин
Андрей Копытин Аркадий Цыганов 2 июня 13, в 20:33 +1000 Текст скрыт развернуть
0
Иван Владимирович
Иван Владимирович 31 мая 13, в 05:45 Я полностью согласен с тем, что правообладатели, даже не создатели интеллектуальной собственности хотят зарабатывать на произведённом. Им всё равно может на основе объекта собственности родится что-то новое, они просто хотят стричь капусту. Текст скрыт развернуть
1
Сергей Картавых
Сергей Картавых 31 мая 13, в 06:39 У разработчиков много тараканов в голове, но аплодируют они всегда стоя. Особо понравилось выражение: «…покрытие бурными аплодисментами лиц …», такого не слышал. Очень корректно и точно. Текст скрыт развернуть
1
Валерий Семёнов
Валерий Семёнов 31 мая 13, в 07:09 Согласен и мог бы добавить следующее. Молодые исполнители и авторы кровно заинтересованы в том, чтобы их "изделия" появились в интернете - это самый мощный на сегодня источник саморекламы. А, что касается распространения и копирования кино и музыки, то здесь важную роль играет и экономическая составляющая, то есть аппетиты авторов и издателей. Для примера, довольно популярная компьютерная игра российского производства в лицензионном виде стоит - 2500 рублей, а в пиратском 250р. Разница, как говориться, очевидна. То же самое с билетами в кино и с ценой на лицензионные фильмы на дисках и лицензионный софт. Когда графические лицензионные программы стоят 500-600 долларов, то как это может купить, например, студент -дизайнер или просто домашний любитель? Всё авторское право - это попытка монополизировать рынок и создать условия благоприятствования только для себя. Я, в своё время, написал три книжки по технологическим аспектам полиграфии и, когда я вижу копии этих книжек в интернете, то ничего кроме гордости за то, что я кому-то помог узнать что-то новое и повысить свой профессионализм, я не испытываю. Текст скрыт развернуть
1
Василий Курганский
Василий Курганский Валерий Семёнов 31 мая 13, в 11:19 В "пиратском" она стоит 0 рублей, перепродажа - вот это явно противозаконна, нужно отдавать бесплатно. На программы разработчики тоже бесплатно подсаживают студентов. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Бурковский
Юрий Бурковский 31 мая 13, в 09:22 По-видимому разработчики законопроекта от 2013-05-29 увидели в классической постановке классических произведений - копирование, что, с их точки зрения, тормозит развитие Русской Культуры и делает её неспособной к вливанию в процесс мировой глобализации.Поэтому, в качестве новаций, при постановке ,Бориса Годунова" "мальчики кровавые в глазах" явлены непосредственно в соответствующей сцен, в других постановках - участвуют профессиональные стриптизерши. Далее следует ожидать профессиональных проституток и проститутов, что, в общем-то, является отражением властной действительности и желанием распространить эти явления "с верху до низу". Текст скрыт развернуть
0
keeper
keeper 31 мая 13, в 10:47 Согласна абсолютно со всеми аргументами. На мой взгляд это лучшая статья о проблемах авторского права. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Сычёв
Юрий Сычёв 1 июня 13, в 10:30 Анатолий МОЛОДЕЦ!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Александр Медведев
Александр Медведев 1 июня 13, в 13:12 Или сделали бы стандарт небольшой цены - скажем, по цене кинобилета за скачивание фильма, пересчитать на килобайты и за один килобайт платить каждому, с чьего сайта или странички что-либо скачивается, и технически обеспечить, чтобы основной доход шёл автору, а распространитель получал некий процент, добавляющийся к начальной цене. Текст скрыт развернуть
0
Александр Феоктистов
Александр Феоктистов 2 июня 13, в 21:06 Информация должна свободно и бесплатно распространяться по планете! Полагаю предложенный 2013-05-29 законопроект, предлагающий наказывать за копирование результатов творческой деятельности, тяжелейшей ошибкой министерства культуры Российской Федерации! Анатолий прав-покрытие бурными аплодисментами лиц разработчиков законопроекта не за горами! Программные и культурные продукты не должны охраняться законами, убивающими творчество, культуру и нарушающие права потребителей! Я что должен платить Михалкову, если буду петь гимн СССР или РФ??? Бред законодателей указывает на их еврейское происхождение и жидовские ценности, пришедшие в Россию в 1991 году вместе с "тихой революцией Хабада" и возвратом капитализма! Хотелось бы обратить внимание как всех вас, уважаемые россияне, так и в особенности наших нынешних ИДЕОЛОГОВ и "МОДЕРНИЗАТОРОВ" систем государственности и экономики, что и Маркс, и Лагард, и все иудейские "гениальные"теоретики, рассматривали КАПИТАЛИЗМ в качестве объективизации ЕВРЕЙСКОГО ДУХА ! КАПИТАЛИЗМ, считали они, является ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ИУДАИЗМА, а ЛИБЕРАЛИЗМ - тоже ВОПЛОЩЕНИЕ ИУДАИЗМА в идеологической сфере ". Зачем России объективизация ЕВРЕЙСКОГО ДУХА ? Зачем России ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМА ИУДАИЗМА?? Зачем России ЛИБЕРАЛИЗМ - ВОПЛОЩЕНИЕ ИУДАИЗМА в идеологической сфере ??? России нужен СТАЛИНСКИЙ ПУТЬ !!! Текст скрыт развернуть
-1
Елена Яременко
Елена Яременко 3 июня 13, в 22:45 По-моему, в современном мире, при нынешнем уровне развития информационных технологий пора пересмотреть сами понятия "пиратство" и "защита авторских прав". РЕАЛЬНОСТЬ такова, что сейчас практически любой человек может найти способ бесплатно скачать себе нужную ему информацию. Таким образом, всех пользователей можно назвать пиратами. И ещё: если я купила книгу и дала почитать её 15 - 20 друзьям - это пиратство? А библиотеки - это пиратство? Текст скрыт развернуть
0
Олег Макаренко
Олег Макаренко 4 июня 13, в 07:29 Интересна реакция отца михалковА, если б приехав в один из дворцов пионеров он увидел тираж своей книги отпечатанной пионерами в маленькой типографии созданной этими же пионерами при дворце пионеров? Также интересно какую он лапшу вешал Отцу Всея Руси получая деньги с любого цифрового носителя даже купленого для хранения личных данных? Текст скрыт развернуть
0
Stefanov mikhail
Stefanov mikhail 4 июня 13, в 20:07 Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибёт! Благодаря пиратству и копирайту наши люди быстро освоили персональние компьютеры и инфотехнологии. Текст скрыт развернуть
0
Сергей Щербаков
Сергей Щербаков 5 июня 13, в 05:49 Люди, жившие до нас, не думали об "авторских правах"!
Им было важно оставить после себя мысли, дела, стихи, музыку... а не "стричь бабки" с них!
Теперь же стихоплёты и песнопевцы, накропавшие идиотские стишки типа "Расея - от Волги до Енисея" или придумавшие какофонию из комбинации десятка нот - желают пожизненного содержания для себя и своих потомков!
Да чёрт бы с ними-уродами!
...Но нам собираются ЗАПРЕТИТЬ ЗНАТЬ важные вещи; мысли, подаренные и оставленные нам!
Текст скрыт развернуть
1
Валерий ф
Валерий ф 12 июня 13, в 20:07 Полностью согласен с автором ! У нас в стране одни творят, а другие пиявки пользуются этим, отсюда высокие цены продукта - как-бы скорее сорвать куш, а вдруг завтра уволят. Порой авторы даже и не знают сколько за них получили чиновнички. Бороться с пиратами, как с ветряными мельницами бесполезно, а придумать что-нибудь компромиссное у них ума не хватает, да и наплевать им на простых людей, свое-бы пузо набить. Текст скрыт развернуть
0
Андрей Денисов
Андрей Денисов 21 июня 13, в 17:26 Анатоле-Вы меня пугаете!Всё время я с Вами согласен почти полностью,а вот Лёха Навальный Вам почему-то
не нравится активно.И никак я не могу понять в чём дело-ну да ладно-поживём увидим!Что же касается свободы информации(я всё считаю информацией-КПСС дала дуба в том числе и под влиянием Белого альбома и Стены,а 8,5 поставил крест на соцреализьме..)так это Ваащще прерогатива Интернета-в этом
весь смак!Раз они такие трепетные-пусть лучше придумают ,как взимать плату за скачивание,а он лайн
оставят в покое!Только и знают ссучары-давить и не пушать!Хрен вот им!
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 56
Последние статьи
Открытым текстом 19.01.2018
19 янв, 23:07
0 0
Открытым текстом 12.01.2018
12 янв, 23:16
0 0
Телесоскоб 05.01.2018
6 янв, 10:40
0 0
Открытым текстом 29.12.2017
29 дек 17, 14:06
0 0
Открытым текстом 22.12.2017
24 дек 17, 14:48
0 0
Открытым текстом 15.12.2017
15 дек 17, 22:58
0 0
Открытым текстом 08.12.2017
8 дек 17, 21:05
0 0
Открытым текстом 01.12.2017
1 дек 17, 21:27
0 0
Открытым текстом 24.11.2017
24 ноя 17, 22:53
0 0
Открытым текстом 17.11.2017
17 ноя 17, 22:49
0 0

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина Веденская
Да! Сами подталкивают.
Ирина Веденская Как власть Испании добивается отделения Каталонии
Ирина Веденская
разговоры правильные, дела бы еще такими были.)
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Nikak Бросштеин
Ирина Веденская
Как страшно жить.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Ирина Веденская
и беспринципные.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Светлана Михайлова
Геннадий Светорус
Без евреев как-нибудь разберёмся! Вали в Исраиль!
Геннадий Светорус Ответ на санкции
Ильдар Давлятов
блудняк-статья
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Ильдар Давлятов
ну так чем "вызвано подобное поведение Соединенных Штатов?"
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Мила Мила