Анатолий Вассерман предлагает Вам запомнить сайт «Анатолий Вассерман»
Вы хотите запомнить сайт «Анатолий Вассерман»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Как исправить преступника

развернуть

Я сам пока не бывал объектом пенитенциарной системы. Надеюсь, что и впредь не попаду под неё. Поэтому мне очень трудно судить о том, в какой мере она действительно способствует исправлению заключённых. Судя по доступной мне части статистики рецидива, могу сказать только, что сейчас она выполняет эту роль существенно хуже, чем в советское время.

Это, впрочем, неудивительно: похоже, все полезные общественные механизмы у нас работают существенно хуже, чем в советское время. Говорю именно об общественных механизмах, а не о бизнесе: в бизнесе ещё бывают удачные примеры, а вот всё связанное с обществом работает существенно хуже.

Судя по различной пропаганде на эту тему, у меня сложилось ощущение, что задача исправления сейчас вообще вряд ли кем-то ставится. В какой-то мере это обосновано, поскольку, к сожалению, исправить можно далеко не каждого преступника, и если провозгласить исправление главной целью, то есть риск, что в погоне за её достижением начнётся просто имитация этого самого исправления всеми способами, включая искажение статистики. По этой части накоплен немалый опыт и в советское и в постсоветское время, а уж в тех сферах, где нет возможности явно и напрямую проверить эту самую статистику, она искажается всегда очень резко. Так что в общем понятно, почему сейчас не ставят такую цель. Может быть, это даже в какой-то мере оправдано.

Но именно в какой-то мере. Нельзя ставить себе целью стопроцентное исправление преступников — но и вообще не задумываться о том, что с ними произойдёт после выхода из тюрьмы, тоже совершенно недопустимо. Хотя бы потому, что после этого выхода преступник оказывается среди нас — и если не исправился в тюрьме, то вновь будет преступать закон и причинять нам ущерб. А, к сожалению, всё и идёт к тому, что вообще ни на каком уровне риторики не будут ставить такую цель — исправить преступника.

Единственное, что может немного утешить — то, что (опять-таки по доступной мне небольшой части статистики) эту цель вообще ставят себе далеко не во всех странах. И причина тут — не только разочарование в уже состоявшихся попытках исправления и поисках средств исправления, но и то, что в значительной части обществ сейчас действует всё то же — когда-то мною любимое, а ныне, как водится, в силу закона маятника ненавистное — представление: каждый за себя, а за всех, в лучшем случае, господь бог. Скажем, либертарианское представление об обществе — как сумме независимых друг от друга личностей, взаимодействующих только через попарные договора (явно напрямую заключённые или когда-то сформулированные обществом в качестве образцов, а с тех пор просто воспроизводимые) — прямо противоречит любой идее принудительного исправления. Общество с либертарианскими воззрениями может и должно только доказывать человеку: его поведение, опасное для других, обернётся неприятностями для него же самого.

Вспомнился мне в связи с этим давний — лет, наверное, 25 назад (ещё в перестроечные времена) виденный — фантастический боевик об орбитальной космической станции, используемой в качестве тюрьмы, откуда невозможно бежать. Естественно, тюрьма нафарширована множеством технических систем, обеспечивающих невозможность побега. Управляется всё, как и положено в фантастике, всевидящим и всеведущим компьютером. Он потом переходит на сторону заключённых, поскольку начальник тюрьмы вследствие своей бесконтрольности и безнаказанности впадает в откровенный беспредел и сам становится нарушителем законов, вписанных в память этого компьютера. Этот компьютер каждое своё указание заключённым или объявление завершает словами «crime does not pay». Переводчик на русский (смотрел я этот фильм с закадровым переводом) в соответствующем месте говорит «за преступление нужно платить», тогда как в оригинале оно означает «преступление не окупается». Вот такая чисто либертарианская мысль — насколько мне известно, усиленно пропагандируемая американцам не только в фантастике, но и в любых формах детективного жанра.

Переход общества к либертарианству фактически исключает идею исправления преступников. Впрочем, те, кто регулярно меня читает, знают: это далеко не единственное и даже не главное преступление либертарианства. Но преступление, на мой взгляд, уже достаточное, чтобы отвергнуть это верование — не говоря уж о том, что есть в нём и множество серьёзных логических ошибок.

Мне трудно сказать, какая именно пенитенциарная система эффективней. Но, судя по советским временам, пожалуй, лучшая система исправления заключённых — основанная на их привлечении к труду. Причём она тем эффективнее, чем содержательнее и разнообразнее сам этот труд.

Скажем, успехи легендарного Антона Семёновича Макаренко не в последнюю очередь связаны с тем, что в его исправительно-трудовой коммуне все активно трудились, причём трудились очень содержательно. Начали они с сельского хозяйства ради собственного прокормления, но постепенно занялись и промышленным производством. Напомню, в частности: именно воспитанники Макаренко первыми в стране освоили крупносерийное производство электродрелей — копий американской модели «Black & Decker». А потом копий фотоаппаратов знаменитой марки «Лейка» — «Leitz Kamera», где Leitz — фамилия создателя фирмы. Кстати, фирма «Лейка» работает по сей день, и её изделия очень популярны среди профессиональных фотографов. Причём дрели выпускались под маркой «ФД», а фотоаппараты под маркой «ФЭД», ибо коммуна, руководимая Макаренко, существовала при государственном политическом управлении и соответственно называлась в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. Начинал Макаренко в рамках народного комиссариата просвещения, но сотрудники этого наркомата сочли, что его деятельность расходится с теми теориями, которые тогда в наркомате считались главными — так называемой «педологией» (кому интересно — в интернете можно найти много сведений на эту тему: и за, и против) и даже объявили систему воспитания, созданную Макаренко, несоветской. В конце концов, когда коммуну хотели закрыть, её защитили — точнее, пересоздали под своей опекой — именно чекисты. Даже не потому, что хотели таким образом закрепить в народной памяти предыдущую деятельность комиссии по борьбе с беспризорностью — её на всём протяжении её деятельности возглавлял Феликс Эдмундович Дзержинский. Причина гораздо проще: именно колония Макаренко давала наивысший процент перевоспитавшихся и наименьший уровень рецидива. Причём чекисты, естественно, располагали на сей счёт полной и подробной статистикой, а потому точно знали: система, применяемая Макаренко, работает несравненно эффективнее, чем все прочие испробованные тогда способы перевоспитания.

Конечно, малолетних перевоспитывать легче. Но независимо от возраста, если найдётся способ не просто заставлять заключённых работать, а показывать им общий смысл их труда в рамках всего общества (по принципу старинной притчи с ключевыми словами «строю Шартрский собор»), если удастся им объяснить, что их труд — ещё и важная часть того, что творится в обществе в целом, то, думаю, вероятность исправления заметно возрастёт.

К сожалению, рыночное хозяйство строится таким образом, чтобы труд в нём был избыточен, чтобы даже среди законопослушных граждан всегда были безработные. Ведь решающее влияние на структуру такого общества оказывают работодатели — а они заинтересованы в том, чтобы работники конкурировали между собою и тем самым сбивали цену своей рабочей силы. Понятно, труд заключённых — сильный конкурент, и в рыночном обществе прочие работники всячески препятствуют его использованию. Поэтому сейчас заключённых привлекают разве что к самой примитивной деятельности — вроде знаменитого шитья рукавиц Михаилом Борисовичем Ходорковским (а в Соединённых Государствах Америки одна из наидоступнейших заключённым работ — штамповка номерных знаков для автомобилей). Боюсь, положение удастся радикально изменить только после возрождения социализма, а технические условия для него в полной мере созреют только к 2020-му году (почему именно тогда — можно узнать, например, из моей статьи «Отрицание отрицания»).

Вдобавок репутация труда заключённых основательно испорчена в 1930–40-е годы. Так, над воротами превращённого в музей немецкого концентрационного лагеря Аушвиц (таково немецкое произношение названия польского городка Освенцим — лагерь создан в его окрестностях) по сей день сохраняется литой из чугуна лозунг «Arbeit macht frei» («Труд освобождает»). Правда, 2009.12.18 его распилили натрое и украли — но уже через три дня нашли. Труд в этом лагере — да и в большинстве немецких лагерей — был не просто тяжкий, но и без надлежащего питания (ведь рабочую силу поставляли непрерывно — к чему её экономить), с пыточным лагерным режимом. Обычно заключённые умирали за считанные месяцы. После такого опыта даже сама постановка вопроса о труде заключённых выглядит не просто аморальной, но зверской.

Тем не менее само по себе использование какой-то идеи преступниками ещё не делает её преступной. Члены национальной социалистической немецкой рабочей партии пользовались таблицей умножения — следует ли от неё отказаться? Так и труд заключённых остаётся необходимым — хотя, увы, и не достаточным — средством их исправления независимо от того, кто и в каких целях использовал этот труд в прошлом. И пока мы не признаем эту необходимость, будем вновь и вновь жалеть, что пенитенциарная система из всех своих ролей успешнее всего исполняет роль школы рецидива.

Оригинал поста.


Опубликовал Анатолий Вассерман , 14.06.2013 в 17:54

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Борис Полоутенков
Борис Полоутенков 15 июня 13, в 21:29 Да всё верно, не соглашаться с А.Вассерманом может только идиот. Но как верно он заметил в нынешнем обществе, что либо исправить в пенитенциарной системе не возможно, идеология - "каждый за себя" и мораль - "человек человеку волк" этого не позволит. Это возможно только с возрождением социализма, плановой и регулируемой экономике, социальных гарантий для людей. Текст скрыт развернуть
1
Я Ка
Я Ка 16 июня 13, в 03:24 преступника надо излечивать - доставляя ему равноценное страдание, это страдание, причиненное преступником потерпевшему и окружению потерпевшего, складывается из множества факторов, все остальное его не исправит. Текст скрыт развернуть
1
дмитрий
дмитрий 16 июня 13, в 19:29 Полностью согласен. Только нужно пересмотреть уголовный кодекс. За мелкие кражи нужно заставлять отрабатывать . За совершение экономических преступлений госслужащими вышак , как врагов народа. Ну и так далее , тем самым мы отделим профессиональных преступников от случайно туда попавших. Текст скрыт развернуть
2
Олег Локос
Олег Локос дмитрий 17 июня 13, в 16:54 "За мелкие кражи нужно заставлять отрабатывать" - а главное, отрабатывать не только стоимость кражи, но и всех затраченных следственных действий. Это для любого преступления Текст скрыт развернуть
1
дмитрий
дмитрий Олег Локос 17 июня 13, в 18:29 это точно. Текст скрыт развернуть
0
Олег Локос
Олег Локос Олег Локос 17 июня 13, в 21:02 На самоокупаемость их!! И с учетом висюков - пускай и за собратьев платят. А тогда, кстати, в их же интересах будет уменьшение числа нераскрытых преступлений. А раскол в стане противника всегда на руку другой стороне. Текст скрыт развернуть
0
Владислав Малиновский
Владислав Малиновский 16 июня 13, в 20:02 Вассерман поднял очень деликатную тему на которую очень трудно ответить.Система наказания и исправления в нашей стране работала ,как система наказания в первую очередь.И ни кто не думал их исправлять.Единственный раз большевики поняли опасность тех малолетних и беспризорных граждан и решили их "влить" в общество.Иначе спустя время власть столкнулась бы с."хорошо" воспитанным с волчьим оскалом молодых и дерзких преступников. И понимая опасность всей проблемы в основном эту беду решили. А ведь можем когда хотим ! Нашли и средства и воспитателей,в еще не сытой и полуразрушенной стране. Конечно малолетних еще можно воспитать и перевоспитать.А вот еще молодого человека но после 25 ти воспитывать,как показывает практика ,бесполезно.Потому как получается это крайне трудно не говоря уже о закоренелом рецидивисте после 35-40 лет. Текст скрыт развернуть
0
Елена Рогожникова
Елена Рогожникова 17 июня 13, в 11:56 Наша исправительная системы не способна исправить приеступника. Она способна сломать, раздавить, озлобить, сделать более изворотливым, хитрым...а ещё ненавидящим. Примеров в моей жизни есть много. Как исправить преступника я не знаю. Наверное способов много. Но главное долно быть то: что ГОСУДАРСТВО должно быть заинтересованно в их исправлении...а не только в их исключении из жизни на определенный срок (как сор и мусор). Понять нужно что довело человека до преступления. Иногда это безденежье, не способность заработать честно (отсутствие работы, образования) Иногда бытовые условия (стесненые бытовые условия), Бывает т и бездействие самой власти. Это самосуд, это разборки соседей, это аварии на дорогах... ПРИЧИНЫ, ПРИЧИНЫ....это главное. Их надо убирать. Нужно дать человеку возможности: работу, образование, защиту от власти, работающие законы, контроль.
ещё меня однажды тронула передача где показали как исправляют преступников в Финляндии, кажется. Парень изнасиловал малолетку... А в тюрьме его отправили работать в интернать для умолешенных и прекрипили к нему девочку-дауна... Он за ней ухаживал. гулял помогал... И потом он плачет перед камерой и говорить что расскаивается... Просто потому что через вот такую беспомощную девочку Дауна...он понял что так же воспользовался чьей то беззащитностью и беспомощностью....и очень сожалеет и просит прощения. Только обретая и начиная чувствовать привязанность...люди могут научиться что то ценить в жизни. Дайте людям такую возможность: привязаться, полюбить, почувствовать и они захотят жить.
Текст скрыт развернуть
1
Анна Пономарева
Анна Пономарева 17 июня 13, в 16:14 Чисто по - советски, т.е. по вассермановски.Что значит "перевоспитать" взрослого человека, к тому же преступника? Изменить шкалу его ценностей? Убедить полюбить ближнего? А может, всё-таки, создать условия, которые помогут ему выбраться из дерьма, если он, конечно, захочет? А если не захочет? Все советские годы им вдалбливалось, что цена их жизни - копейка. Один мой знакомый молодой прокурор, когда я попопросила посодействовать одному бедолаге, сказал:-"Да ему в тюрьме комфортней, сыт, дружбаны, работа. А что ему даёт твоя воля?" Мораль - лечите общество, а оно само себя воспитает. Текст скрыт развернуть
1
x x
x x Анна Пономарева 24 июня 13, в 00:19 по советски?А что плохого в "по-советски"?????Что значит "перевоспитать" -нет перевоспитать если понимать это буквально наверно невозмложно..а вот у несовсем испорченного человека -а что вы думаете-такие тоже есть-поменять мировоззрение может и можно..да! шкала ценностей может измениться ..условия создать? а какие? ну может быть..предоставлять какое нибудь ВРЕМЕННОЕ жилье.. и немного привестив "сознание" наших полицейских..А так взрослый человек должен сам "барахтаться"А ваш знакомый молодой прокурор просто настоящая сволочь толстокожий гад -знаете-от сумы и тюрьмы не зарекайся ..А мораль правильная-лечите общество-оно больное Текст скрыт развернуть
0
Олег Локос
Олег Локос 17 июня 13, в 16:45 О труде заключенных знаю только понаслышке, но мне кажется, что там это избирательно, и "верхушка", паханы всякие, просто так валяются и жрут водку Текст скрыт развернуть
0
Kesha
Kesha 19 июня 13, в 12:32 Толян,как всегда,зажигает! Начнем с того, что фраза "crime does not pay" скорее переводится как "неоправданное преступление", нежели «преступление не окупается». как его перевел толян с помощью того же переводчика... Ну да ладно. В "опусе" я не увидал главного! Сейчас развелось столько "правозащитников", что просто диву даешься! Убийцам, грабителям и ворам оказывается необходимо иметь не менее 3 м2 "жилья" в камере, диетическое питание, мед. услуги и пр. и пр. В то же время, когда мой сын учился в Университете в Москве, я ЛИЧНО платил за 3 м2 общаги $100 в месяц и это при том, что 1 м2 новостроя в Москве в те времена стоил $400!!!! Стипендия, даже у отличника, не превышала $ 20 в месяц!!!!А теперь и посмотрим,что выгоднее-сидеть в тюрьме,когда за счет народа тебя и кормят, и по-любому, одевают, и мед.помощь и т.д., или учиться "на отлично", осознавая, что ПРЕСТУПНИК стране ДОРОЖЕ студента-отличника! Вот где собака-то зарыта! Пока в камерах даже самой "строгорежимной" лефортовской тюрьмы проводятся сабантуи с участием всевозможных " Мисс-..", и лично начальник тюряги поставляет туда наркоту, водку,черную икру... О какм исправлении толян глаголет????!!! Текст скрыт развернуть
0
Яна Ведерникова
Яна Ведерникова 19 июня 13, в 22:14 обсалютно согласна. приступников необходимо перевоспитовать иначе они снова пойдут во все тяжкие. это факт. я думаю что приступников надо привлекать не только к труду , но с ними должны постоянно работать психологи и по возможности наставить на путь истиный. бывают такие приступники которые совершив мелкое приступление в первый раз , выходя на свободу совершают более тяжкое приступление. а горбатого могила исправит( Текст скрыт развернуть
1
Яна Ведерникова
Яна Ведерникова 19 июня 13, в 22:32 тюрьма мало кого исправила. а в нашу тюрьму очень боятся попасть , а сейчас творится беспредел. сажают всех подряд и правых и неправых, а все наша система. а настоящие приступники разгуливают на свободе и продолжают творить свое гнусное дело. закоренелого приступника уже не исправиш. и я думаю что нужно принимать более эффективные меры по исправлению приступников .... Текст скрыт развернуть
0
Андрей Денисов
Андрей Денисов 21 июня 13, в 16:22 Среди преступников очень много просто муаков.Ессно,с ними никто на воле просто не хочет иметь дело,что
обязательно приводит этих самых муаков к новым и новым преступлениям.При этом Эти преступления настолько безобразно глупы,что менты их тут же раскрывают,а муаки дают чистосердечные признания и едут
опять и опять исправляться...Много откровенных психов,непризнанных гениев,а также людей вообще
невиновных-обвиноваченных ментами по сложившимся обстоятельствам...Настоящие преступники-те
от которых и есть самый вред-идут на преступление сознательно и по плану,а не с будуна-попробуй
поймай,а поймал(повезло)попробуй докажи!Такие граждане пустых разговоров со следаками не ведут и
если вдруг не удаётся занести сюда котлету(бывает)так занесут судейским или прокурору-найдутся
добрые сердца...Ну если уж совсем десять человек замочил и есть сто свидетелей-так и на зоне не без
добрых людей в администрации-было бы лавэ...А уж как досрочьно из тюрьмы уйти-Вааще отдельный
рассказ-роман Война и Мир...
Текст скрыт развернуть
0
x x
x x 23 июня 13, в 13:40 ОЧЕНЬ!Уважаю Анатолия Вассермана но читать много не могу((()))))))))))))))
По теме могу высказать свое мнение-сейчас оооочень много распущенности Все началось с мишки-который
в конце 80-х(?) выдал "в народ" дадзебао-"что не запрещено то разрешено"!!!Офигеть можно!Да мало ли что не учли в запретах???Вот после этого и пошло..особенно поколение 90-х..
Сейчас во главе угла распущенность во всех ее видах, хамстово, агрессия, наглость
Я бы на месте властей организовала бы ПОДРОСТКАМ экскурсии)))))))))в тюрьму Пусть бы они посмотрели на несвободу И НЕКОТОРЫЕ может быть поняли бы что НЕ ВСЕ МОЖНО-ЕСТЬ ЗАКОНЫ-ЕСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВСЕ МЫ ХОДИМ "ПО КЛЕТОЧКАМ"
Перевоспитать уже состоявщихс преступников.ю.?Ну не знаю..Все равно они ЛЮДИ..и с ними надо проводить какие то беседы А может быть... А вдруг..?
Сама я лично относительно успешная женщина у меня есть сын у него два высших образования и тд и тп
Сама я выезжала на загранработу и работала в престижном месте Зачем я все это???
А вот-- имею мать оооочень "толстокожую" и "корявую" женщину. В детстве ОНА мне создала невыносимые условия дома---отчим -скандалы-"гнули" и тд и я ушла из дома Нет я не болталась по вокзалам-по знакомым БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ И вот мама))))))))))) в остастку через детскую комнату меня поместили в детсткий приемник распределитель чтоб потом этапировать(после заседания комисси по делам несорвершеннолетних) в спец-школу-колонию для несовершеннголетних Нет я не попала туда-заступились сотрудники приемника-одумалась мама)))))))))) Комисия приняла решение вернуть меня в семью ЭТО ОЧЕНЬ!!!!!!РЕДКОЕ РЕШЕНИИ для комиссии Так вот с тех пор я стала очень осторожна !ОЧЕНЬ!!! (маму)))))))))-нет -я ее не люблю!но этот человек дал мне ЖИЗНЬ)
Все это я рассказала к тому что ОСТРАСТКА может предотвратить нарущения
Текст скрыт развернуть
1
Алексей Герасименко
Алексей Герасименко x x 26 августа 13, в 15:09 Социалка и судьба,вот два составляющих попадани в лагерь,вы пере числили свои заслуги,понятно все.возможно и острастка,если честно скорее воспитание дома.конечно хотелось бы чтобы те люди которые не были в лагерях и тюрьмах были людьми с большой буквы и не было бы их единственным достоинством что они не были не привлекались и не имеют недостатков. Текст скрыт развернуть
0
x x
x x 23 июня 13, в 13:48 и еще-СЕЙЧАС чтоб стать "посетителем" пеницитарной системы много ума не надо Предполагаю ВСЕ ТАКИ что есть не мало людей которым "сляпали" "дело" Текст скрыт развернуть
0
Алексей Герасименко
Алексей Герасименко x x 26 августа 13, в 15:03 Очень хорошо спели парни из группы Танича лесоповал,кого не спросишь все случайно,имею право говорить лишь о себе общение,круг общения может привести в лагерь Текст скрыт развернуть
0
Алексей Герасименко
Алексей Герасименко 26 августа 13, в 15:00 Возможно они взяли кусочек изречения Вольтера,он сказал что труд освобождает от нужды,дурных мыслей и еще чего то.Исправить человека не возможно твердо в этом убежден,мой товарищи,с огромным опытом борьбы с администрацией лагерей,крытых тюрем(тюремный режим)спросил меня как ведут себя люди?сам же и ответил так как и дают им себя вести.сказал мне так же что все людское воспринимают за слабость.необессудьте за сумбурность всего написаного, образование 9 классов и 2 коридора)))) Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 145
Последние статьи
Открытым текстом 19.01.2018
19 янв, 23:07
0 0
Открытым текстом 12.01.2018
12 янв, 23:16
0 0
Телесоскоб 05.01.2018
6 янв, 10:40
0 0
Открытым текстом 29.12.2017
29 дек 17, 14:06
0 0
Открытым текстом 22.12.2017
24 дек 17, 14:48
0 0
Открытым текстом 15.12.2017
15 дек 17, 22:58
0 0
Открытым текстом 08.12.2017
8 дек 17, 21:05
0 0
Открытым текстом 01.12.2017
1 дек 17, 21:27
0 0
Открытым текстом 24.11.2017
24 ноя 17, 22:53
0 0
Открытым текстом 17.11.2017
17 ноя 17, 22:49
0 0

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина Веденская
Да! Сами подталкивают.
Ирина Веденская Как власть Испании добивается отделения Каталонии
Ирина Веденская
разговоры правильные, дела бы еще такими были.)
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Nikak Бросштеин
Ирина Веденская
Как страшно жить.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Ирина Веденская
и беспринципные.
Ирина Веденская Закон Матфея. К разрыву между бедными и богатыми
Светлана Михайлова
Геннадий Светорус
Без евреев как-нибудь разберёмся! Вали в Исраиль!
Геннадий Светорус Ответ на санкции
Ильдар Давлятов
блудняк-статья
Ильдар Давлятов События на Тверской — чистой воды мятеж
Ильдар Давлятов
Мила Мила